?!

Бишкек — Свердловск
Свердловск — Москва

АЛИ — КАШГАР

19 ноября утром мы вшестером (Шурик, Юрик, Андрей Исаев, Маринка, Серёга и я) собрали вещи и засели в уйгурском ресторане с видом на автобусную стоянку.

Сейчас китайцы, которые приезжали в Тибет на лето, возвращались домой, и потому спрос на автобусы был больше, чем даже в пик туристического сезона. Нам пришлось согласиться на сидячий автобус по 750 юаней за каждого. Выехали около пяти вечера.

Денег оставалось впритирку на дорогу до Кашгара. Мы купили яблок и груш, поделили поровну перекусы. Про лепёшки забыли.

В первую же ночь остановились на ужин в большом посёлке, не меньше Занды. Наверное, это был Гарток. Долго выбирали едальню. Поначалу нас, как иностранцев, посадили в отдельный зал, но когда выяснили, что мы будем есть (рис и тукпу) — выгнали в холл.

Из соседней комнаты зашли китайцы, выпить за дружбу народов. И очень удивлялись тому, что мы не рады их видеть. К тому же, они оставили на столе больше еды, чем мы вообще съели.

В другие ресторанчики мы тоже заходили: набрали туалетной бумаги, её у нас тоже не было.

Ночами автобус ехал, так что нам приходилось спать сидя на неудобных сиденьях, укутавшись в спальники. Хотя было уже очень холодно, дорогу я перенёс легче. Ребята, которые из Ечена ехали в лежачем автобусе, чувствовали себя хуже.

В одну из ночей сыграли в народную офицерскую игру на тему три буквы.

На посту перед Еченом наблюдали такую сцену: военный обыскивал сумку одного из пассажиров, нашёл в ней неподписанные компакт-диски и избил владельца. Мы тоже испугались — у нас чего только нет в рюкзаках. Но когда до них дошла очередь, и выяснилось, что они наши, их даже не открывали.

Поздним вечером 21 ноября мы приехали в пригород Ечена, к уже знакомой нам стоянке. Дорога из Али заняла столько же времени, сколько и путь туда, несмотря на то, что теперь мы ехали вниз, а не вверх, и на отсутствие ночёвок.

Выгрузились. Другие пассажиры быстро растворились в темноте, а нас окружили таксисты. После недолгого общения нам вызвали из города миниавтобус, в который мы удивительным образом уместились.

КАШГАР

Через два с половиной часа мы были уже в Кашгаре. Здесь нас ждал неприятный сюрприз — банкоматы отказывались принимать карточку Maestro. Странно, ведь даже в Али мы снимали с неё деньги. Пришлось расплатиться с шофёрами последними долларами, а проблему с деньгами отложить на завтра.

Мы поселились в гостиницу в здании международного автовокзала. Шурик произнёс заклинание, и нас поселели в самую дешевую комнату за 60 юаней на всех.

Утром понедельника (22 ноября) мы разделились на группы: одни пошли охотиться на банкоматы, кто-то искал интернет, а Юрик и я узнали насчёт автобуса на Бишкек и поезда в Урумчи. Китайский автобус ходит раз в неделю, и как раз в понедельник утром: мало того, что мы на него опоздали, так он ещё был битком набит.

К счастью, в Кашгаре много киргизов, с которыми можно говорить по-русски, что само по себе было для нас непривычно. Эти киргизы нам поведали, что во вторник и в четверг будут киргизские автобусы, их в расписании нет. Четверг — последний день действия наших с Андреем виз.

Денег достать не удалось — карточки не принимает ни один банкомат Кашгара. Мы исследовали все банки и почтовые отделения, и только к вечеру вторника нашли возможность получить деньги через Western Union.

Я был готов к тому, что Кашгар мне очень понравится — настолько вохищённо о нём рассказывали ребята, которые провели здесь несколько дней на пути в Тибет. Столица шёлкового пути, самый среднеазиатский город из тех, где мне довелось побывать. Китайцы не смогли так подавить уйгуров, как тибетцев. Мусульмане, они живут своей жизнью, многие даже не знают китайского языка. Да, главные улицы застроены китайскими магазинами, но уйгурам хватает их игрушеченого старого города с крутыми улочками метровой ширины. Торговые ряды: ювелирный, гончарный, чеканный, где мастера на твоих глазах вытачивают,куют, ткут, пекут.. В одной лавке уйгурская женщина гравировала на латунном кувшинчике: MADE IИ KAXCAR. В Кашгаре находится самая большая в китае мечеть, которой уйгуры очень гордятся.

Киргиз, который жил рядом с нами в гостинице, рассказал о наших страданиях и подвигах местному авторитету, который, в свою очередь, пригласил нас всех на ужин в ресторан. Спрашивал обо всём (через переводчика), получал ответы. Очень хотел сфотографироваться на память, в итоге удовлетворился исполненной миссией.

В Кашгаре есть люди, которые говорят по-английски. Это слушатели курсов, которые по вечерам проходят в госпитале. Нас туда пригласили мальчишки, которые поймали меня и Маринку при покупке лепёшек. В это время года здесь никаких европеоидов нет, и у них появился шанс попрактиковаться в английском. Я с удовольствием провёл на занятии небольшую беседу, что ли. Возраст слушателей в одной группе — лет от 11 до 35. На следующий день меня узнавали на улице, здоровались. Или это были другие люди, которые тоже занимаются английским?

Деньги, как это ни удивительно, появились. Теперь мы гуляли с б́oльшим удовольствием. Ели сладости, пили свежевыжатый гранатовый сок, и, конечно, торговались за сувениры. На уступки уйгуры идут неохотно. Тем не менее, проникнувшись мусульманской культурой, я увёз домой целую связку тюбетеек и молитвенный коврик.
Пальцы лезут прямо в рот,
Звуки лезут прямо в слух.
Мой мозг уверен, твёрд и сух.
Задерни штору, сними корсет,
Отбрось стыдливость — киргизов нет.
Их нет, есть внутренний Тибет.

Сергей Курёхин, Козлик и Тапир.

КАШГАР — БИШКЕК

Четверг, 25 ноября. Мы всё-таки уехали. Юрик почти остался в Кашгаре: он забыл пуховку у нашего знакомого, и его мы нашли перед самым отправлением автобуса. Киргизского автобуса с двуспальными полками, куда нас не хотели пускать из-за огромного количества рюкзаков.

На границе мы задержались на пару часов. Дорога через Бишкек на полтора суток короче, но русские могут по ней проехать только по пути домой — при въезде в Китай им нужен встречающий. Но нас и выпустили не сразу, хотя офицер в Кашгаре пообещал, что проблем не будет. Видимо, эти пограничники тоже нечасто встречаются с русскими. Кроме того, они запутались в наших визах, и решили что моя уже просрочена. Как бы не так, сегодня последний, шестидесятый день!

Итак, мы в Киргизии. Пока мы разбирались, наши места заняли увеличившиеся в числе втрое пассажиры. С трудом удалось освободить две полки и загрузить обратно рюкзаки (мы вынимали их для таможенного осмотра).

Киргизский КПП находится выше 5 километров, на перевале Туругарт. Пурга, мороз. Типично советское одноэтажное здание, свисающие с потолка лампочки, офицер, еле поместившийся в свою будочку. Отметили пересечение границы прямо там, в столовой — борщом, макаронами и гречкой.

Дальше нас сопровождал военный конвой. Наверное, для защиты от бандитов с большой дороги. Шурик, предложивший оптимизацию пространства, чтобы нам было где сесть, тут же получил автоматом в живот.

Конечно, мы взяли билеты до Нарына ($25), а не до Бишкека, что в два раза дороже. Договорится с водителем не удалось, и посреди ночи нас высадили. Через пять минут мы уехали на другом автобусе и рано утром уже были в Бишкеке.

БИШКЕК

Мы долго узнавали расписание поездов и самолётов, отсюда и из Алматы, и определили, что Шурик завтра улетает, мы едем на поезде в Свердловск. Поездов в расписании всего семь, но перекупщиков на вокзале хватает. Один из них отвёл нас к завтрашнему поезду, и нам разрешили переночевать в вагоне.

Сегодня мы решили съездить на рынок и сходить в баню. На рынке ничего путного не нашли, да и вообще город показался мне скучным и непримечательным.

По дороге в баню нас остановил патруль милиции. Ясно, что мы не местные, так что нас по очереди вызывали в машину и обыскивали. Во время этого мистического процесса стражам порядка удалось стащить у Юрика и Серёги заметную сумму денег. Нас довезли до бани, патруль уехал, и тут обнаружилась пропажа. Юрик с досады даже в баню не пошёл, да и мы не получили от нее никакого удовольствия.

Мы поужинали в уличном ресторанчике, зашли в интернет-кафе и пошли в свой вагон, где нас ждал Андрей. Он всё это время наблюдал, как проводники упаковывают вагон контрабандой и фруктами: в стены, в потолок утрамбовывались толстые пакеты, в тамбуре выстроились колонны из ящиков, а под нашей полкой весь ящик был засыпан семечками. Невкусными, кстати.

И да, это был мой день рождения.

БИШКЕК — СВЕРДЛОВСК

Утром Шурик проводил нас пятерых и уехал в аэропорт.

Мы поселились в последнем купе, а наши рюкзаки — в последних двух. Сразу же начались домогательства со стороны бедствующих представителей власти, но мы были к этому готовы. Конечно, у нас не было билетов (ни сейчас, ни тех, по которым мы приехали в киргизию), регистрации и вообще мы были редкими россиянами в это время года, но Юрик спокойно отвечал на все их нападки: «Ну нет у нас денег, понимаешь?». Это легко, когда денег действительно нет. Не высадили, в общем.

Кроме того, как это принято в среднеазиатских поездах, нас постепенно сместили с пяти полок на три те люди, у которых были билеты. Ночью одна из канистр с гранатовым соком из Кашгара лопнула и залила серёгин рюкзак. Вторую выпили от греха подальше. Нормальный вкусный сок, и чего он взбунтовался?

На казахско-российской таможне власть сменилась. Пришли наши пограничники, разобрали полвагона на щепочки, собрали три подматрасника разнородной контрабанды и увели с собой одного из проводников. Но , по словам Андрея, нашли и изъяли где-то треть от того, что было спрятано, так что контрабанда по-прежнему остаётся выгодной.

В Кургане Андрей вышел, и дальше поехал стопом через Самару.

После относительно тёплых Бишкека и Кашгара мы начали чувствовать конец ноября.

СВЕРДЛОВСК — МОСКВА

Утром 29 ноября мы прибыли в Екатеринбург. Вчетвером мы еле справлялись со своим багажом за две ходки. Купили билет на вечер, на читинский поезд. Разместились в зале ожидания и уставились в большой телевизор, который говорил по-русски. После наших мытарств тропические приключения «последних героев» казались детской игрой.

Здесь зима давно началась. Мы покатались в метро, где используются московские металлические жетоны. Серёга съездил на станцию Геологическая, а мы с Маринкой прошлись по пешеходной улице Вайнера. Я истосковался по чтению, и купил пару книжек в приличном букинистическом магазине. Сразу же начал читать Анатомию одного развода. Зашли в интернет-кафе и рассказали всем, когда нас встречать.

Стоянка поезда — пять минут, и только заблаговременной тактической подготовкой мы успели загрузиться в вагон. С нас взяли небольшой штраф за перегруз, но нам было уже всё равно. Бóльшая часть пассажиров — новобранцы, которых отвозили к месту службы. Вспомнить особенно нечего, разве Юрик научил меня паре умных карточных игр. И обыграл, естественно.

Рано утром 1 декабря мы приехали на Ярославский вокзал, где нас уже ждала компания друзей.